Срочная помощь со сном
Вся теория для решения вашей проблемы со сном в виде удобных инструкций
- Висение на груди
- Ночные пробуждения
- Короткие сны
- Ранние подъемы
Больше не нужно искать и анализировать
Покупайте и применяйте прямо сейчас - только 5 часов для вас скидка 40% !
НЕ МОЖЕТЕ САМОСТОЯТЕЛЬНО ОПРЕДЕЛИТЬ ПРОБЛЕМУ И НУЖДАЕТЕСЬ В ПОМОЩИ СПЕЦИАЛИСТА
Как запрещать ребенку
правильно
Главная ➞ Статьи ➞ Лайфхаки для мам ➞ Как запрещать ребенку правильно
Время чтения 4 минуты
Жизнь в социуме, разумеется, предполагает определенные рамки поведения, поэтому и в жизни ребенка обязательно присутствуют ограничения.
Уже в возрасте 6-8 месяцев ребенок начинает активно двигаться: ползать по комнате, вставать и ходить вдоль опоры. Ему все интересно: и шнур от телевизора, и свисающий край скатерти, и книга, забытая кем-то на диване, и бабушкины очки на журнальном столике, мамина косметичка, домашняя аптечка и многое другое. Некоторые перечисленные предметы несут в себе потенциальную угрозу здоровью малыша, поэтому, стремясь сделать его повседневную жизнь безопасной, родители вынуждены вводить определенные запреты.
Большая часть ограничений связана с безопасностью ребенка. Другая часть ограничений связана с его нежелательными поступками по отношению к родственникам, к сверстникам во время прогулки, к животным или связана с порчей домашнего имущества: дивана, кресла, обоев, телевизора, холодильника и другой техники, поэтому разумные запреты, конечно же, идут ребенку только на пользу. Именно они помогают ему понять, что может быть опасным, указывают на то, как нельзя вести себя в коллективе или в общественном месте.
Как же правильно выстраивать систему запретов? Психологи советуют соблюдать следующие правила.
- Строгих запретов должно быть не много.
Чем реже звучат слова «нет» и «нельзя», тем лучше понимает и запоминает их ребенок. Введя большое количество ограничений, вы скорей всего вызовите сопротивление с его стороны или в конечном итоге воспитаете пассивного, неуверенного в себе человека, не способного самостоятельно принимать решения и брать ответственность за свои поступки.
К категоричным запретам можно отнести следующие: нельзя убегать и прятаться от мамы в магазине или на улице; нельзя брать чужие вещи и заглядывать в чужие сумки; нельзя играть с розетками и другими электроприборами; нельзя брать и зажигать спички; нельзя забираться на подоконник даже при закрытом окне; нельзя бить животных; нельзя бить других детей; нельзя бегать по эскалатору; нельзя переходить дорогу на красный свет и т.п.
После 3-х лет категоричное «нельзя» и «нет» можно заменить на слова «не нужно» или «не надо», а после 6-ти на «не следует» или «не стоит». Эти фразы не так категоричны и не задевают самолюбие ребенка.
- Запрет нужно формулировать просто, проговаривать четко, спокойным и уверенным тоном.
Не проявляйте лишних эмоций, иначе малыш запомнит ваше раздражение или вашу улыбку. В первом случае, возможно, при вас он не повторит подобное, чтобы не огорчить, но в ваше отсутствие может опять совершить запрещенное. Во втором случае нарушит запрет обязательно, чтобы вновь вызвать вашу улыбку.
- Если вы сказали «нельзя», то менять его на «можно» категорически запрещено!
Чтобы не появлялось желание это сделать, прежде чем сказать «нет», хорошо подумайте, стоит ли оно слез и испорченного настроения крохи. Не следует запрещать малышу собирать камешки или мокрые листья на улице, рисовать цветными мелками на асфальте из-за того, что он испачкает руки и одежду. Просто возьмите с собой влажные салфетки, которые легко решат эту проблему. Постарайтесь вместо запрещающего слова «нельзя» использовать разрешающее слово «можно, но вот так…».
- Обязательно объясняйте малышу простыми, понятными ему словами причину запрета и к чему может привести его нарушение, не будьте многословны, приводите примеры похожих ситуаций из мультиков, прочитанных сказок и детских фильмов.
Не давайте ребенку оценок – «плохой » или «хороший». Например, «Кусаются только плохие девочки, а плохая девочка нам не нужна» или «Не капризничай, а то тетя подумает, что ты плохой мальчик». Ссылайтесь только на свое личное мнение, а не на мнение соседей или других окружающих вас людей в данный момент. Иначе вы рискуете развить в своем ребенке комплекс зависимости от чужого мнения.
- Введенный запрет должен поддерживаться всеми членами семьи.
Если один из родителей запрещает, а другой разрешает, то ребенок приходит к выводу, что данный запрет необязательный и его можно спокойно нарушать. Иногда дети обращаются к другим взрослым в семье с целью добиться своего во что бы то ни стало. Предупредите о запрете всех в семье и не поддавайтесь на его манипуляции.
- Узнайте причину, по которой был нарушен запрет, что хотел в этот момент ребенок и предложите альтернативный вариант.
- Хвалите ребенка, когда он соблюдает ваши указания и ограничения.
- Акцентируйте внимание на хорошем поведении и положительных поступках, это повысит его самооценку.
Будьте готовы к тому, что малыш достаточно негативно встретит введенное вами ограничение. Это могут быть слезы, нытье, истерика, топот ногами. Постарайтесь правильно отреагировать на такое поведение: не оставляйте его одного в этом состоянии, обнимите ребенка, посочувствуйте, объясните ему, что вы понимаете, почему он так расстроен. Это поможет ему легче перенести запрет.
После того, как малыш успокоится, разберите с ним причину запрета. Например, вы не дали ему шоколадную конфету. Спросите малыша, как он думает, почему вы так сделали? Скорее всего, кроха сможет сам дать несколько объяснений этому и в конечном итоге вы придете к совместному выводу, что конфеты есть можно, но только после основного приема пищи.
Другой пример, ребенок дергал котенка за хвост, уши, усы. Вы запретили так играть с животным. В процессе обсуждения проблемы малыш должен прийти к выводу, что играть с котенком можно, но ласково, не причиняя ему боли.
Имейте в виду, дети обращают внимание на то, что запрещенные им поступки и вещи совершают сами взрослые. Объясняйте, почему это так.
Почему маме можно брать спички и горячий чайник, выходить под дождь, включать электроприборы, а ребенку нельзя. На личном примере учите ребенка строить взаимоотношения с другими людьми, будьте вежливы, не сквернословьте, уважайте старших.
Запрещая что-то ребенку, к примеру, есть много сладостей, смотреть долго телевизор или играть в телефоне, запрещайте это и себе.
Ну а как быть с ребенком до года или полутора лет, ведь он еще не способен осознать полностью, что говорит и объясняет ему взрослый. Как ему дать понять, что то или иное действие опасно или нежелательно по какой-либо причине.
- Здесь необходимо направить свои усилия на то, чтобы это нежелательное действие не свершилось.
Например, у крохи прорезались первые зубки и во время кормления он больно прикусывает мамину грудь. Постарайтесь уловить этот момент и заберите грудь у малыша. Некоторые малыши во время кормления больно щипаются. В этом случае можно заранее взять руку ребенка в свою и большим пальцем поглаживать его ладошку или просто придерживайте ее на протяжении всего времени, пока он сосет грудь.
Чтобы избежать нежелательных действий со стороны ребенка, необходимо освободить домашнее пространство, где он обычно проводит время от всех предметов, которые могут быть для него опасны. Убрать вазы и скатерти, поставить специальные заглушки в розетки, цветы в горшках переставить повыше, убрать книги с доступных малышу полок, убрать с пола предметы, об которые ребенок может споткнуться и упасть.
- В некоторых случаях, чтобы исключить нежелательное действие, надо просто переключить внимание грудничка на что-то более интересное, например, малыш причиняет боль маме, хватая ее за волосы, взамен маминых волос предложите ему погремушку, музыкальную игрушку или что-то подобное.
- Иногда просто следует предложить ребенку заменить запрещенное действие на другое, не менее интересное, но разрешенное мамой.
Например, ребенок после завтрака выливает из чашки остатки чая на пол. Можно предложить ему выливать остатки чая не на пол, а на свой столик и дать салфетку, чтобы он сам промокнул влагу. Обычно дети с удовольствием соглашаются на такую замену. Если малыш пытается рвать детскую книжку, то дайте ему обычную бумагу, если не согласен на белую, дайте цветную и пусть рвет в свое удовольствие, при этом развивая свою мелкую моторику.
- Если же нежелательное действие свершилось, ни в коем случае не кричите и не ругайте ребенка, ведь ваш малыш просто еще не способен осознавать или понимать вред и опасность тех или иных своих поступков.
- Боль и неудобства, которые он доставляет вам или себе самому, разумеется, доставляет ненамеренно, не желая, обидеть или позлить вас, поэтому постарайтесь спокойным и твердым голосом сформулировать запрет, при этом поясняя, почему так поступать нельзя.
Например: «так нельзя делать, маме больно» или «так нельзя делать, это опасно». Покажите свое недовольство «строгим» или неодобрительным взглядом, а крики и ругань напугают его и не дадут крохе понять, чего же вы от него хотите.
Часто, когда ребенок причиняет маме боль, мама старается показать малышу, как ей больно, всхлипывает, делает вид, что плачет и просит кроху пожалеть ее. Этого не следует делать, в таком возрасте малыш не способен оценить боль, которую он вам причинил и воспринимает это как игру: он ударил – мама плачет, он пожалел – мама улыбается; он опять ударил и так далее.
Другие родители в ответ на причиненную им боль, щипают, шлепают или кусают малыша, другими словами «дают сдачу», тем самым стараясь показать, что и к нему могут быть применены такие же агрессивные действия. Поступая так, вы наоборот, учите его, что кусаться, щипаться, драться – это нормально, это делают даже мама с папой.
Помните, что дети специально или «назло» родителям не нарушают запреты.
В силу своего возраста они еще не умеют контролировать свои желания и эмоции, им сложно запомнить и разобраться во всех « нельзя» и «нет», поэтому запретов не должно быть много, а за их нарушение не должно быть наказания. Просто терпеливо и многократно повторяйте и разъясняйте их малышу.
Показывайте, к чему может привести нарушение того или иного запрета. Дайте потрогать бокал с горячим чаем, позвольте облиться водой или соком, дайте почувствовать жар от горящей спички.
Очень важно, чтобы ребенок чувствовал и понимал, что вам не нравится именно его поступок, а самого малыша вы, по-прежнему, любите и всегда рядом с ним. Не забывайте хвалить кроху, если он выполняет обозначенные вами табу.
Как выбрать и использовать специальные массажные коврики, читайте в статье: «Массажный коврик для детей». Несколько советов, как выстроить подходящий ребенку и маме режим дня , читайте в статье: «Удобный ритм дня - как его настроить?».
Пишите нам в комментариях, есть ли у вашего малыша в поведении нежелательные моменты? Как вы с этим справляетесь? Как выстраиваете границы того, что можно малышу, а чего нельзя?
Если ваш малыш до сих пор не засыпает самостоятельно, просыпается за ночь несколько раз и будит всю семью, то приглашаем вас на наш курс по сну с личным консультантом. Вы узнаете о тонкостях детского сна, о способах его организации, о сонных аксессуарах и за короткий срок решите свою проблему.
А если у вас появится желание самой стать консультантом по сну, то приходите к нам на специальный курс, где мы этому обучаем. Находясь дома рядом со своей семьей, вы освоите востребованную профессию детского психолога, сможете зарабатывать, консультируя других, выбрав для себя удобный график работы и посильную нагрузку.
Если вас заинтересовало наше предложение, то свяжитесь с менеджером по ссылке. Он ответит на все возникшие у вас вопросы.
Поделитесь с друзьями, возможно, им сейчас нужна эта информация. Они будут благодарны.
Пробовали наладить сон, а результата нет? Задайте вопрос консультанту по сну
Рекомендуем ознакомиться с другими статьями
Т - тишина
Ребенок тревожно спит
Кормление малыша во время сна
Люлька-колыбель для новорожденных
Как все успевать многодетной маме
Почему обучение в нашей школе круче, чем везде
Сколько спит ребенок в 12 месяцев?
Сколько спит ребенок в 4 месяца?
Почитайте про кризисы и регрессы по возрасту малыша
Наши курсы
Длительность 2 дня
Длительность 7 дней
Длительность 4 недели
Длительность 5 дней
Длительность 12-22 недели
Чтобы решить проблемы со сном с максимальной поддержкой консультанта,
жмите на кнопку ниже
© 2017-2024
E-mail: info@sonmalysha.ru
Тел.: +79645401991
ИП Кремнёва Т.А.
авторизуйтесь