Срочная помощь со сном
Вся теория для решения вашей проблемы со сном в виде удобных инструкций
- Висение на груди
- Ночные пробуждения
- Короткие сны
- Ранние подъемы
Больше не нужно искать и анализировать
Покупайте и применяйте прямо сейчас - только 5 часов для вас скидка 40% !
НЕ МОЖЕТЕ САМОСТОЯТЕЛЬНО ОПРЕДЕЛИТЬ ПРОБЛЕМУ И НУЖДАЕТЕСЬ В ПОМОЩИ СПЕЦИАЛИСТА
Воспитание сказкой или сказкотерапия
Главная➞ Статьи➞ Лайфхаки для мам ➞ Воспитание сказкой или сказкотерапия
Время чтения 4.5 минуты
С древних времен старшее поколение с помощью сказки передавало младшему свой опыт, который призван был помочь адаптироваться к взрослой жизни и не погибнуть раньше времени. Со временем роль сказок в процессе воспитания детей была несколько обесценена, но в конце прошлого столетия психологи нашли очень практическое применения сказке.
С помощью сказки можно найти решение волнующих проблем, ответы на интересующие вопросы, а главное форма подачи материала хорошо доступна детям разного возраста. Так появился термин сказкотерапия.
Сказкотерапия, или воспитание сказкой — это метод, который позволяет ребенку увидеть проблему, сконцентрироваться на ней и найти пути решения, при этом, не давая каких-то определенных инструментов, а предлагая возможность найти такой инструмент самостоятельно.
Во время сказкотерапии проигрывается какая-то конкретная ситуация, и на примере героя ребенок проживает ее сам, персонажи наделены характерами реально существующих людей, а сам конфликт всегда имеет завершение. С помощью сказки ребенок переносит в реальную жизнь смыслы, взятые из сказочных событий, при этом развивается духовно и получает жизненный опыт.
Сказкотерапия отлично зарекомендовала себя в работе с детьми, которые рано столкнулись с жизненными трудностями, например, остались без родителей. Также сказкотерапия используется как один из элементов работы логопедов и дефектологов.
Для решения каких вопросов можно использовать сказкотерапию?
- Сложности общения. Практически у каждого ребенка могут возникать разногласия со сверстниками в детском саду или другом учебном заведении, на детской площадке. Кроме того, возможны конфликты и внутри семьи, со старшими братьями и сестрами, и нередко с родителями. Недостаток жизненного опыта не дает возможности трезво оценить мотивы поведения другого человека. Зачастую ребенок может уходить в глубокие обиды, и не всегда говорить об этом вслух. В сказке можно проиграть сюжет, где главные герои сталкиваются с похожими трудностями, и ребенок на примере сказочных персонажей увидит свою ситуацию со стороны.
- Внутренние сомнения и переживания. Маленькому ребенку нужно время, чтобы понять кто он и принять себя. Довольно часто неуверенность в себе, низкая самооценка как раз связаны с тем, что ребенок не видит своей индивидуальности, не понимает своей значимости. Сказка может дать ответы на многие вопросы, возможность заглянуть внутрь себя, принять все внутренние противоречия.
- Страхи. Рано или поздно страхи появляются у каждого ребенка, в силу возраста или стрессовых жизненных ситуаций. Сказка поможет распознать страх и понять, как с ним справиться.
- Кризисы, сопровождающие разные этапы взросления. Например, идентификация себя как личности, или сепарация по мере взросления малыша. Все эти вопросы можно мягко проработать с помощью сказкотерапии.
Как видите, сказку можно использовать для весьма обширного списка вопросов, которые могут сопровождать ребенка долгое время: от нежелания совершать утренние гигиенические процедуры, до сложностей при походе в первый класс. Фобии и нежелание что-либо делать, агрессию и отсутствие эмпатии, нежелание посещать учебные заведения и даже энурез — все это можно лечить с помощью сказки. Сказка не в каждом случае будет основным элементом терапии, но как вспомогательный даст ощутимые результаты.
Сказкотерапию можно использовать и для общего развития малыша, при занятиях направленных на:
- Развитие речевых навыков и пополнение словарного запаса.
- Умение формировать и использовать фразы, учитывая контекст, используя интонации.
- Понимание использование падежей.
Довольно часто сказка используется с целью диагностики, чтобы выявить у малыша проблему, которую необходимо скорректировать. Таким приемом пользуются психологи, для демонстрации моделей поведения и понимания реальности, развития эмпатии к окружающим. Логопеды также используют в своей работе сказкотерапию для коррекции при развитии всех компонентов речи.
Какие бывают виды сказок, используемых для терапии?
- Терапевтические сказки. Используются психологами и психотерапевтами для коррекции фобий и страхов, навязчивых состояний. Применяются после выявления проблемы, и эффективны у детей старше четырехлетнего возраста. Терапия наиболее эффективна для детей не старше 8 лет.
Есть универсальные терапевтические сказки, которые можно адаптировать под любой запрос, они применяются без первоначальной идентификации запроса. Как правило, в таких сказках героем выступает сам ребенок, в таком случае эффективность терапии возрастает. - Релаксационные сказки. Используются как способ расслабления после психологической коррекции. Они направлены на помощь в расслаблении после психологической проработки. С этой целью сюжет максимально прост и лишен сложных ситуаций и негативных героев. Используются в форме диалога, таким образом, легко понять скрытые потребности ребенка.
- Фольклорные сказки. Или обычные художественные. Сюжет не адаптируется под конкретный запрос, они универсальны, но в то же время весьма гибки, потому что можно найти общие черты характеров героя и малыша. Не используются с целью коррекции, а являются частью поддерживающей терапии.
- Коррекционные. Сказки используются только психологом и адаптируются под запрос. С помощью коррекционной сказки можно мягко менять некоторые особенности поведения малыша или черты характера. Сказки эффективны при работе с агрессией и излишней возбудимостью.
- Дидактические. Используются с целью развития малыша, учат чему-то новому в игровой форме. Используются в дошкольном образовании, а также у детей младшего школьного возраста.
Если рассматривать сказку, как элемент психологии, то можно выделить огромный список функций, которые выполняет сказка:
- Решение поставленных задач. Сюжет вскрывает проблему, с которой ребенок сталкивается в реальной жизни и дает понимание о способах решения этой проблемы. Ребенок бессознательно проводит параллели между собой и героем, анализирует его мотивы поведения и применяет его модель поведения на себя.
- Мыслительный процесс. Прослушивание сказки, анализ услышанного, последующий пересказ или обсуждение, анализ героев, идентификация положительных и отрицательных ситуаций и поступков — все эти инструменты совершенствуют мыслительный процесс, способствуют развитию памяти и формированию логического мышления. Новые обороты речи, слова и понятия, с которыми ребенок не сталкивался ранее, помогают развитию речи.
- Приобщение к ценностям. Через сказку ребенку можно передать понятия о зле и добре, честности и справедливости. Многие дети узнают через сказку о любви и понимании, ответственности и порядочности, учатся проявлять эмпатию и заботиться о близких людях.
- Эмоциональное развитие. Переживание за главного героя помогают ребёнку прожить собственные эмоции, снять имеющие запреты на демонстрацию своих эмоций.
- Корректируют поведение малышей. Мягко дают представление о более эффективных и принятых в обществе реакций ребенка на те или иные события.
Можно ли использовать сказкотерапию для коррекции нарушений сна?
Безусловно, сказка может быть вспомогательным элементом в работе с детками старшего возраста. Примерно с 1,5-2 лет сказку можно использовать для демонстрации ребенку моделей поведения героев, если он отказывается спать или чрезмерно проявляет негативизм.
В более раннем возрасте сказка может быть инструментом, маркирующим наступление сна. Чтение сказки на засыпание или перед засыпанием поможет малышу расслабиться и легче уснуть.
Но если мы говорим о поведенческих проблемах, провоцирующих нарушения сна, нельзя считать сказку единственным и эффективным способом помощи ребенку.
В данном случае нужно решить ряд других вопросов, среди которых:
- Стабильность режима дня.
- Наличие качественной физической нагрузки.
- Возможность для интеллектуального и эмоционального развития.
- Качество общения с близкими в семье.
- Отсутствие стрессовых событий.
- Исключение переутомления и перевозбуждения.
- Ежедневные ритуалы, помогающие ориентироваться в ходе событий.
- Наличие ассоциаций, мешающих спать.
Все эти вопросы можно проработать в рамках курса «СОН МАЛЫША. МАМА В РЕСУРСЕ (+СЗ)». Работа на курсе длится 4 недели, в течение которых мы выясним все индивидуальные особенности малыша, выстроим подходящим ему режим или ритм дня, введем ежедневные ритуалы и научим спать крепкие и продолжительные сны. Для брони места на курсе пишите ваше имя и номер телефона.
Причины, для чего современным детям нужно читать сказки перед сном. Хотите узнать какие, читайте статью: «Чтение перед сном». Роль в развитии ребенка. Хотите узнать, какие правила нужно соблюдать, чтобы книга стала действительно сонной для вашего малыша, читайте статью: «Книги для малышей/сонные книги».
А какие сказки любят ваши дети? Делитесь в комментариях ниже.
Поделитесь с друзьями, возможно, им сейчас нужна эта информация. Они будут благодарны.
Пробовали наладить сон, а результата нет? Задайте вопрос консультанту по сну
Рекомендуем ознакомиться с другими статьями
Коробочка с любовью
В гости с ребенком до года
Организация сна и переезд
Метод постепенного обучения самостоятельному засыпанию "Фейдинг"
Режим дня ребенка после года
23 причины плохого сна
Как уложить ребенка спать: 5 лайфхаков для папы
Привязанность между папой и ребенком
Почитайте про кризисы и регрессы по возрасту малыша
Наши курсы
Длительность 2 дня
Длительность 7 дней
Длительность 4 недели
Длительность 5 дней
Длительность 12-22 недели
Чтобы решить проблемы со сном с максимальной поддержкой консультанта,
жмите на кнопку ниже
© 2017-2024
E-mail: info@sonmalysha.ru
Тел.: +79645401991
ИП Кремнёва Т.А.
авторизуйтесь