Срочная помощь со сном
Вся теория для решения вашей проблемы со сном в виде удобных инструкций
- Висение на груди
- Ночные пробуждения
- Короткие сны
- Ранние подъемы
Больше не нужно искать и анализировать
Покупайте и применяйте прямо сейчас - только 5 часов для вас скидка 40% !
НЕ МОЖЕТЕ САМОСТОЯТЕЛЬНО ОПРЕДЕЛИТЬ ПРОБЛЕМУ И НУЖДАЕТЕСЬ В ПОМОЩИ СПЕЦИАЛИСТА
Эмоциональный интеллект. Что это и как развить у ребенка?
Главная ➞ Статьи ➞ Лайфхаки для мам ➞ Эмоциональный интеллект. Что это и как развить у ребенка?
Время чтения 5 минут
Способность распознавать свои эмоции и уметь управлять чувствами один из важных навыков в современном мире. Часто его недооценивают, а ведь это основа для построения успешной жизни. Вот почему важно уделять внимание формированию эмоционального интеллекта с самого рождения.Родители действительно большое значение отводят интеллектуальному развитию ребенка. Однако в большей степени это связано с программами раннего развития: овладение разговорной речью, письмо, чтение, знание иностранных языков.
Специалистами уже давно установлено, что искусственное обучение крайне опасно для маленьких детей. Читать, писать и разговаривать малыш научится в любом случае, а вот адекватно понимать свои эмоции, оценивать их у других, а главное знать, как с ними работать, подвластно даже не каждому взрослому. Сфера эмоций и чувств намного сложнее, чем любая другая, она многогранна. Формирование эмоционального интеллекта у детей процесс не простой, но крайне важный, так как это основополагающая часть гармоничного развития ребенка в будущем. В сегодняшней статье мы разберем процесс формирования эмоционального интеллекта у детей, а также , какие занятия для детей способствуют его укреплению.
Что представляет собой эмоциональный интеллект?
Эмоциональный интеллект представляет собой умение видеть, распознавать, называть и корректно реагировать на свои эмоции и чувства других людей, понимать их и знать, как c ними справляться. До недавнего времени считалось, что способность контролировать чувства формируется сама собой. Не надо прилагать особых усилий и дополнительных тренировок.
Но в то же время многие специалисты задавались вопросом, почему тогда одни люди с высокими показателями интеллекта не могут достичь в жизни успеха, а другие – со средним и низким IQ добиваются в жизни всех благ.
Ответом на этот вопрос и стало учение об эмоциональном интеллекте. Которое включает в себя навык понимания своих внутренних реакций, желаний и настроений посторонних людей, умение ими управлять и пользоваться для решения конкретных задач.
Еще с древних времен наличие эмоционального интеллекта позволило человечеству быстро адаптироваться под разную среду существования, уметь договариваться и располагать к себе.
Ученые выделяют 4 составляющие сформированного эмоционального интеллекта:
- видение – умение распознавать свои чувства и чувства посторонних людей по их голосу, мимике, жестикуляции и другим внешним проявлениям;
- осознание – способность устанавливать причинно-следственные связи между событием и повлекшим за ним эмоцию;
- реагирование – установление контроля над проявлением собственных эмоций, а также умение управлять эмоциями других людей для достижения некоторых целей;
- запуск мыслительного процесса – возможность направлять желания, эмоции и чувства в определенное русло, например, в работу, творчество, спорт и др.
Возможно, вам покажется это высшим пилотажем так искусно владеть своим эмоциональным интеллектом. Но хочу вас заверить, все описанные выше 4 компонента уже встречаются в поведении 3 летнего ребенка.
Ведь не просто так, маленьких детей называют «маленькие манипуляторы» и «маленькие психологи». Они очень хорошо распознают слабые места взрослых и умеют на них надавить так, чтобы точно получить желаемое. Именно так и работает эмоциональный интеллект ребенка. И чем раньше будет происходить формирование эмоционального интеллекта у малыша, тем быстрее он разовьет в себе все необходимые качества для успешной взрослой жизни.
Что даете ребенку формирование у него эмоционального интеллекта?
Обычно мы называем интересных и ярких личностей – харизматичными. Добавив к этой совокупности способность к эмпатии и зрелую самооценку, мы получим очень приятного молодого человека, востребованного во всех жизненных областях. Он знает, как найти общий язык с окружающими, и без труда добивается желаемого.
Перечисленные качества как раз и присущи сформированному эмоциональному интеллекту. И если еще 30 лет назад, такое умение считалось даром, то сегодня специалисты знают, как развить такие способности у каждого ребенка.
Формирование эмоционального интеллекта дает малышу следующие преимущества.
1. Умение контролировать свое поведение.
Представим ситуацию, что у крохи отобрали его любимую игрушку. В ответ на такое действие малыш начнет плакать, возмущаться или полезет к обидчику в драку. Все это он делает потому, что испытывает определенные чувства – злость, обиду, грусть. Если малыш не понимает, какие чувства им сейчас овладели, то он и не понимает, как реагировать на сложившуюся ситуацию.
Но если же ему известно, какие эмоции взяли над ним верх, то он буде «решать» ситуацию соответствующе. Маленьким детям, как и всем нам, необходимо для начала понять свое отношение к произошедшему. В ситуации, когда кроха понимает себя – какие чувства он испытывает, как обычно реагирует, что предпочитает, то ему становится проще контролировать свое поведение.
2. Осознание чувств окружающих людей.
Имея опыт переживать свои эмоции, наблюдая за собственными реакциями, малыш способен учиться понимать и других. Почему это важно для ребенка?
- понимая, что чувствуют другие, получается развить собственную компетентность в общении (удается находить общий язык с разными людьми, устанавливать новые контакты и поддерживать отношения);
- устанавливается способность к эмпатии – принятии чувств другого, сопереживание и сочувствие. Все это формирует прочную и близкую взаимосвязь с родными людьми, что только способствует построению счастливой жизни;
- это способствует формированию чувства ответственности и позволяет думать о последствиях своих поступков, причем как для самого себя, так и для посторонних.
3. Способствует психологическому здоровью.
Чем выше уровень эмоционального интеллекта, тем больше ребенок уравновешен и не подвержен развитию психосоматических болезней. Таким образом, он способен устанавливать крепкие отношения. Также считается, что обладая высоким уровнем эмоционального интеллекта легче найти своего спутника жизни, что увеличивает шансы на счастливую семейную жизнь. Ученые посчитали, что успех в социальной и личной жизни на 80% предопределен эмоциональным интеллектом, и только на 20% - классическим интеллектом.
Формирование эмоционального интеллекта происходит с первых дней жизни малыша. Родители в этом процессе принимают самое главное участие. Основная задача взрослого – научить кроху прибывать в гармонии с собой, принимать себя и все свои чувства, не бояться и не стыдиться их. Родителям не стоит делить чувства на плохие или хорошие, и давать им какой-либо подтекст. В душе человека все они имеют место.
Формирование эмоционального интеллекта в самом раннем возрасте.
Все начинается с первых игр с ребенком. Например, игра в «Ку-ку», где вы учите малыша его первым чувствам и реакциям на них. От интонации голоса взрослого, зависит будет ли улыбаться малыш. Чем с более веселой интонацией вы обращаетесь к крохе, тем радостней он будет смеяться, выглядывать из-за ладошек мамы и заливаться улыбкой.
Голод, первые боли в животике – все это знакомит малыша с другой стороной мира эмоций. Неприятные, но в то же время очень важные чувства сигнализируют малышу о состоянии его организма. Задача взрослого отвечать на эмоции ребенка, так, чтобы он чувствовал себя в безопасности, а значит значимым и важным. Именно так происходит гармоничное формирование эмоционального интеллекта.
Следующий этап освоения эмоционального интеллекта – это понимание своих эмоций. Дабы помочь крохе научиться понимать себя, родителям необходимо проговаривать вслух чувства и эмоции, которые испытывает ребенок. Начинать это делать можно уже с младенчества.
Каждое состояние ребенка имеет свое название, говорите об этом крохе:
- «сейчас ты расстроен, потому что я не беру тебя на руки»
- «похоже, тебе очень понравилась эта игрушка, ты улыбаешься»
- «твоя любимая игрушка сломалась, поэтому ты плачешь»
- «ты растерялся, когда увидел незнакомого человека»
- «ты такой грозный в эту минуту, как тот лев из книжки».
Чувства малыша лучше всего сравнивать с героями из любимых сказок, животными или явлениями природы, то, что так знакомо ему. Также полезно с ребенком лепить и прорисовывать свои чувства. Это помогает и развитию мелкой моторики. Не забывайте транслировать и свои чувства. Ведь модель поведения малыша в первые годы жизни завязана на подражании.
Наблюдая за взрослым, кроха понимает, что требуется делать ему самому и начинает это повторять.Необходимо, чтобы ребенок видел вас не только радостном и счастливым родителям, но и противоположные эмоции. Не бойтесь быть «настоящими», так малыш быстрее сможет познать самого себя.
Озвучивайте эмоции, которые испытываете сами:
- «Мне радостно, когда тебе радостно»
- «Я горжусь твоими увлечениями»
- «Сейчас я очень расстроена, потому что ты разбросал свои игрушки и отказываешься их убирать»
- «Когда ты не слушаешься меня, я злюсь».
Формирование эмоционального интеллекта в период развития речи у ребенка.
В это время будет хорошо, если вы начнете вести с ребенком диалог и спрашивать, через альтернативные вопросы, что он чувствует сейчас. Например, «Тебе весело или грустно сейчас?», «Тебе нравится или не нравиться чем ты занимаешься сейчас?».
Ребенок ради этого простого ответа «да» или «нет» совершает очень важную работу в своей головке. Он прислушивается к себе, пытается распознать эмоцию, которая им овладела, анализирует способ ее проявления. Именно так и происходит формирование эмоционального интеллекта в раннем возрасте.
Когда малыш сможет без труда распознавать противоположные эмоции, вы перейдете к близким вариантам. Например, уточняя «Ты сейчас обижен или злишься?», «Испытываешь радость или восторг?». Познакомив малыша таким образом с разными чувствами, вы подойдете к своему главному вопросу – «Что ты чувствуешь сейчас?».
Критерии, по которым можно определить низко сформированный эмоциональный интеллект у ребенка:
- малыш не сочувствует и не сопереживает другим людям, его не беспокоит печаль близких;
- кроха не умеет контролировать свои эмоции (он проявляет агрессию, часто раздражается, обижается или слишком активно радуется), и не дает себе отчет, к чему может привести такая несдержанность;
- ребенок, не идет ни на какие компромиссы, и не учитывает интересы других;
- малышу не свойственно говорить о своих чувствах, он никогда не говорит вам, что его беспокоит, почему ему обидно или радостно.
Также существуют специальные способы диагностики уровня эмоционального интеллекта у ребенка. Но проводить их стоит со специалистом – детским психологом. Именно он поможет правильно расшифровать результаты и даст последующие рекомендации.
Если у вашего ребенка по всем показателям низкий эмоциональный интеллект, не стоит сильно расстраиваться на этот счет. Эмоциональный интеллект малыша еще находится на стадии формирования, а вы можете на него повлиять, если будете выполнять следующие рекомендации.
Занятия для детей на повышение эмоционального интеллекта.
1. Игра «Такие разные мордашки»
На листе бумаги распечатайте или нарисуйте мордочки с разными эмоциями (радость, гнев, восторг, печаль, обида, задумчивость и т.д.). На противоположенной стороне листа напишите буквами название эмоции.
Заниматься с этими карточками можно несколькими способами:
- сначала попросить ребенка называть эмоцию, и проверять на правильность;
- пусть малыш изобразит нарисованную эмоцию, а вы сравните с изображением.
Такие занятия на повешение эмоционального интеллекта способствуют и формированию актерских качеств, что делает ребенка более раскованным.
2. Игра «Театр кукол»
Проиграйте с ребенком его любимую сказку, используя в качестве персонажей уже знакомые игрушки. Такое занятие позволит закрепить прочитанный текст, а также разобраться с эмоциями героев. Конечно, и сам малыш должен участвовать в таком кукольном театре.
3. Игра в импровизацию
Родители вместе с ребенком обозначают ситуацию и персонажей, а затем начинают ее проигрывать. Получается настоящая ролевая игра, где за каждым закреплен тот или иной герой. Например, лучшие друзья Серый волк и Пятачок решили отправиться на рыбалку, где им попалась золотая рыбка.
4. Игра «Составляем истории по картинке»
Как известно детская фантазия не знает рамок. Предложите ребенку разные картинки, где изображены герои и какая-то ситуация. Дайте малышу возможность самому придумать историю под данную картинку, с подробным описанием чувств всех ее участников. В это момент не перебивайте ребенка, а слушайте внимательно, мягко указывайте на ошибки и направляйте его.
Уделяя внимание формированию эмоционального интеллекта у своего ребенка, вы помогаете малышу в будущем без труда строить отношения с окружающими, понимать себя и уметь ставить собственные четкие границы, не нарушаю личные границы других.
В нашей онлайн-школе мы помогаем мама не только лучше спать, но и понимать своего ребенка, выстраивать с ним доверительные и прочные отношения. Тема сна многогранна и иногда мы подходим к решению вопроса через работу с внутренними границами мамы и ребенка.
Особенно это актуально для взрослых деток, которые страдают от частых пробуждений ночью, или не хотят спать в своей кроватке. За подробностями работы или консультацией обращайтесь к нашим менеджерам. Они сориентируют вас по всем вопросам.
Хотите узнать, рекомендации, как быстро уложить ребенка спать без слез, читайте статью: «Как уложить ребенка спать быстро».
С какого возраста ребенку нужна подушка и как правильно ее выбрать, читайте статью: «Подушка для ребенка».
Как вы помогаете малышу формировать эмоциональный интеллект? Поделитесь вашим опытом в комментариях ниже.
Поделитесь с друзьями, возможно, им сейчас нужна эта информация. Они будут благодарны.
Пробовали наладить сон, а результата нет? Задайте вопрос консультанту по сну
Рекомендуем ознакомиться с другими статьями
Зацикленность на сне
Почему ребенок плачет, психует и не берет грудь?
Что такое давление сна
Режим дня ребенка в 3 месяца
Ребенок тревожно спит
А когда нужен режим?
Питание для хорошего сна
Виды нарушения сна
Почитайте про кризисы и регрессы по возрасту малыша
Наши курсы
Длительность 2 дня
Длительность 7 дней
Длительность 4 недели
Длительность 5 дней
Длительность 12-22 недели
Чтобы решить проблемы со сном с максимальной поддержкой консультанта,
жмите на кнопку ниже
© 2017-2024
E-mail: info@sonmalysha.ru
Тел.: +79645401991
ИП Кремнёва Т.А.
авторизуйтесь