Срочная помощь со сном
Вся теория для решения вашей проблемы со сном в виде удобных инструкций
- Висение на груди
- Ночные пробуждения
- Короткие сны
- Ранние подъемы
Больше не нужно искать и анализировать
Покупайте и применяйте прямо сейчас - только 5 часов для вас скидка 40% !
НЕ МОЖЕТЕ САМОСТОЯТЕЛЬНО ОПРЕДЕЛИТЬ ПРОБЛЕМУ И НУЖДАЕТЕСЬ В ПОМОЩИ СПЕЦИАЛИСТА
Роль балансов
в настройке режима
Каждый родитель мечтает, чтобы у его ребенка не было проблем со сном, но в процессе роста и развития у детей все равно случаются некоторые трудности и с процессом засыпания, и с дневным и ночным сном. Желая поскорее избавиться от этих сложностей, мамы и папы стараются организовать правильный режим дня, который и является залогом здоровья, крепкого сна, легкой адаптации к саду, а затем и к школе, и лежит в основе всего процесса воспитания.
Когда ребенок спит свою норму сна, получает необходимое количество нагрузки в течение дня, он меньше капризничает, быстрее и легче засыпает, спит без пробуждений, просыпается в хорошем настроении. Тогда и родителям становится проще за ним ухаживать, сразу появляется возможность планировать свои дела, ведь маме известно в какое время будет спать ребенок.
Всего этого можно добиться, настроив подходящий режим дня.
Режим дня — это система, где четко по времени распределены все периоды жизнедеятельности: пробуждение, приемы пищи, оздоровительные и гигиенические процедуры, активная и самостоятельная деятельность, отдых и сон.
Для детей крайне важно соблюдение распорядка дня, особенно для малышей первых лет жизни. Научно доказано, что понятные и повторяющиеся из раза в раз действия создают у самых маленьких ощущение безопасности, и вносят ритм в работу нервной системы. При соблюдении режима дня у ребенка фактически вырабатываются рефлексы на определенное время, что позволяет организму заранее подготовиться к следующей деятельности.
Например, если малыша кормить всегда в приблизительно одно и то же время, вскоре у него начнут вырабатываться пищеварительные соки, когда будет приближаться время приема еды. Или, если ребенка укладывать спать в один и тот же час, вскоре ко времени сна он будет становиться более спокойным и сонным, что будет способствовать его быстрому засыпанию.
Хочу подчеркнуть, что режим дня — это четкая привязка ко времени, которой не может быть у детей, не перешедших на два дневных сна. Только, когда малыш начнет спать 2 раза в день (обычно это происходит в 7-10 месяцев), мама может пробовать организовывать все процессы к определенном времени. До этого у ребенка может быть организован только ритм дня — чередование периодов бодрствования и сна без четкой фиксации ко времени.
Фиксация времени лишь видимая сторона настройки режима. Мама будит ребенка утром каждый день в одно время, затем укладывает на сны в один и тот же час, за счет чего и продолжительность периодов бодрствования всегда получается одинаковой (погрешность в 10-15 минут считается допустимой). Просто так определить, в какие часы будет просыпаться и засыпать малыш не получится, потому что есть еще кое-что принципиально важное для верно спланированного режима. Это балансы.
Балансы — это совокупность индивидуальных показателей, таких как:
- длительность дневного и ночного сна;
- продолжительность дневного сна в течение дня;
- длительность времени бодрствования внутри дня;
- соотношение суммарного сна и суммарного бодрствования в рамках одного дня;
- наполнение бодрствования нагрузкой и расслаблением;
- соотношение нагрузки внутри дня;
- соотношение нагрузки межсуточное;
- соотношение сна и бодрствования межсуточное.
При подборе балансов следует исходить из индивидуальных особенностей конкретного ребенка. Только путем наблюдения, анализа и тестирования можно определить, какое соотношения продолжительности сна и бодрствования, нагрузки и расслабления будет формировать комфортный для малыша режим, при котором он не будет испытывать проблем со сном, или их число будет минимальным.
Нельзя сказать, что какой-то из балансов более важен, и невозможно предугадать на какой из них окажется чувствителен ваш ребенок. У каждого баланса своя роль в настройке режима дня, поэтому их все необходимо привести в порядок.
- Баланс дневного и ночного сна. У каждого ребенка есть свой лимит сна, который произвольным образом распределяется между днем и ночью в виде ДС и НС. Когда начинаются проблемы со сном необходимо проверить, не ушел ли перевес сна в одну из сторон.
Есть дети, для которых пересып днем даже в 10 минут может сделать ночь короткой и некачественной. Если вы замечаете это за своим ребенком, то рекомендую вам контролировать продолжительность ДС, и при необходимости будить малыша. В таких случаях некоторых детей родители будят каждый день, и для них это вариант нормы.
Если давать ребенку каждый день пересыпать днем 10 минут от своей нормы, то за неделю скопится около 70 минут дневного пересыпа. Это же будет и 70 минут нехватки ночного сна, что непременно отразится на режиме дня и качестве сна. - Баланс дневного сна в течение дня. Вы уже знаете, что у каждого ребенка есть свой лимит суммарного сна в сутки и существует комфортная продолжительность общего дневного сна. В день ребенок имеет несколько периодов сна, длительность которых распределяется из общего лимита дневного сна. Баланс дневного сна в течение дня предполагает, что для ребенка существует подходящее распределение длительности каждого из периодов снов.
Например, суммарный дневной сон (СДС) составляет 2 часа, из которых ДС 1 — 40 минут, ДС2 — 1:20 минут. Если при таком распределении ребенок укладывается быстро, без сопротивления, у него не копится усталость к ночи, то это может быть вариантом нормы.
Важно следить за тем, чтобы малыш не высыпал за один ДС всю (большую) норму сна днем. Например, при СДС 2 часа, во время ДС 1 ребенок проспал 1:50, значит на ДС 2 у него осталось только 10 минут. Если ребенок чувствителен к данному виду баланса, то поспит он в ДС 2 короткий сон, что не позволит ему полноценно отдохнуть, и во время следующего бодрствования у него накопится усталость, которая отразится на укладывании и качестве ночи. - Баланс длительности времени бодрствования в течение дня. Ровно так же как со сном, у каждого малыша есть свой индивидуальный лимит времени бодрствования, которое распределяется определенным образом в течение дня между периодами сна. Если их распределение не подходит ребенку, то произойдет сбой в режиме и как следствие нарушение сна.
Например, СВБ — 11 часов, из которых в ВБ 1 малыш отгуливает 1:30 минут, затем спит короткий сон, ВБ2 — 2:30 минут, ВБ3 — 2:30 минут, ВБ4 — 3:30 минут. Периоды бодрствования распределены неравномерно, так что в первое ВБ ребенок бодрствует мало, из-за чего устает недостаточно и спит непродолжительный сон. Также можно обратить внимание, что во второй половине дня малыш бодрствует дольше, он устает сильнее и перед ночным укладыванием его нервная система будет перегружена.
Если ребенок в один день отбодрствует меньше, чем ему необходимо, то он это обязательно компенсирует в виде ночного гуляния, либо в сбое режима в последующие несколько дней. Когда мы говорим, что необходимо сделать периоды бодрствования более равномерными, это не означает, что все они по длительности должны стать равными. Это означает, что необходимо подобрать комфортную продолжительность каждого из периодов. - Баланс суммарного суточного сна и суммарного времени бодрствования внутри дня. При настройке режима дня важно учитывать, что в сутках 24 часа. Периоды бодрствования и сна складываются из этого времени. Если вы выходите за рамки 24 часов, значит, ваш ребенок либо пересыпает и не догуливает, либо перегуливает и недосыпает.
Например, ССС — 13 часов, а СВБ — 11:30, при сложении двух величин мы получим 24:30 минут, то есть 30 минут вышли за рамки суток. За неделю может скопиться 3:30 минут недосыпа или недогула, которые ребенок обязательно компенсирует, потому что его внутренние биологические часы стремятся к балансу.
Не думайте, что потом удастся отоспать ребенка с запасом, и помните, что недогуленное время бодрствования будет компенсировано за счет сна (ночью, или в другие дни). - Баланс наполнения времени бодрствования нагрузкой и расслаблением («ПАСПОРТ сна»). При организации подходящего режима дня необходимо не только следить за временем и длительностью периодов сна и отдыха, но и правильно занимать ребенка различными видами деятельности. Каждое ВБ состоит из активного и спокойного бодрствования, в которое необходимо сначала нагрузить ребенка так, чтобы он устал, но не переутомился, а потом расслабить так, чтобы он легко заснул, а не заскучал.
Например, ВБ — 3 часа, из которых для ребенка организованы 1,5 часа для АБ и 1,5 часа для СБ. Мама начинает замечать, что через 1:30 минут малыш зевает, трет глазки, думает, что это признаки усталости и через 1:50 минут идет его укладывать спать. Послушный ребенок заснет, но проспит короткий сон, темпераментный малыш будет долго сопротивляться и плакать. А все потому, что из-за неподходящего распределения АБ и СБ, он начал показывать признаки скуки, которые было неверно истолкованы мамой, как признаки усталости.
Может оказаться так, что в действительности ребенку с ВБ — 3 часа, необходимо 2,5 часа АБ и только 30 минут СБ. Понять и определить это можно только путем тестирования разных вариантов распределения, и владея информацией о принципах взросления.
Как правило, до 4 месяцев для малышей характерно распределение 50% / 50 %, так как они еще малоподвижны. А после 4 месяцев увеличивается активность ребенка и его потребность в нагрузке растет. Некоторым детям важна не столько длительность расслабления, как его глубина. - Баланс нагрузки в течение дня. Организовывая для ребенка АБ, не забывайте, что оно подразумевает физическую, эмоциональную и интеллектуальную нагрузку. Может оказаться так, что в какие-то часы, например, утром малышу подходят именно физические занятия (прогулка, массаж), а вечером необходимо больше интеллектуальной нагрузки (чтение книг) и меньше эмоциональной.
Например, по цифрам у вас все достаточно ровно, но перед укладыванием в ночь есть сопротивление. Вечером вы купаете ребенка в ванной, где он веселится, смеется или учится нырять, что его бодрит. Тогда я рекомендую перенести все активные занятия с вечера на другое время и посмотреть, как это отразится на процессе укладывания. - Баланс нагрузки межсуточный. Настраивая режим дня важно соблюдать следующее правило — балансы должны быть примерно одинаковыми каждый день. Это касается и баланса нагрузки.
Если изо дня в день ребенок нагружен не равномерно, то это может отразиться на длительности бодрствования и на продолжительности сна. Например, ребенок посещает три раза в неделю развивающие занятия утром, то в эти дни он может ложиться на дневной сон раньше и спать дольше, так как сильнее устал и ему требуется более длительный период восстановления. А в дни, когда он не посещает занятия, он укладывается позже и спит на 30 минут меньше.
Когда вы замечаете за своим малышом такие перемены, то при организации режима дня обязательно следите, чтобы нагрузка была распределена приблизительно одинаково каждый день. - Баланс сна и бодрствования межсуточный. Здесь сохраняется то же самое правило — примерно равное распределение каждый день. Но мама, настраивая режим, может столкнуться со следующей сложностью.
Допустим, норма ССС — 14 часов, но мама об этом не знает. Один день ребенок поспал 15 часов (на 1 час больше нормы), в следующий день малыш спит 12 часов (на 2 часа меньше своей нормы), так как он компенсирует пересып накануне. Но мама думает, что ребенок поспал совсем мало и на следующий день всеми способами старается увеличить продолжительность сна, что создает еще больший дисбаланс.
Порой даже обладая знаниями, но, не имея практический опыт, очень трудно увидеть взаимосвязь балансов в настройке режима дня. Это связано еще и с тем, что дети первых лет жизни быстро растут, а их потребности меняются очень часто.
Самостоятельный процесс подбора балансов может быть долгим и энергозатратным, а высыпаться и иметь предсказуемый день хочется уже сейчас. Поэтому я всегда рекомендую проходить этот путь с консультантом.
В помощь мамам, которые испытывают сложности в организации режима / ритма дня, у меня предусмотрен уникальный курс «ПАСПОРТ сна». Всего за 7 дней совместно с консультантом по сну вам удастся подобрать индивидуальные балансы и нормы для своего ребенка. Этот курс подходит детям с первых дней жизни.
Родители строят гибкий ритм дня, исходя из возрастных потребностей малыша. Что обеспечит ему хорошее самочувствие и подарит родителям уверенность в своих силах, читайте в статье: «"Нет" жесткому режиму до года!». Культура здорового сна. Чтобы не оказаться в недоумении и не быть сбитым с толку от прямо противоположных мнений, читайте статью: «Как выстроить ритм дня малыша с рождения до 3 лет?».
К каким видам балансов чувствителен ваш малыш при настройке режима дня? Комментарии оставляйте в отведенном поле под этой статьей.
Наш кейс - История мамы, которая пришла в проект с двойней и проблемой частых пробуждений до 14 раз, долгих укладываний, которые могли затянуться до 3 часов, периодических ночных гуляний по часу-два. - "Сон двойняшек в унисон"
Юлия практически не спала уже которую ночь. Малыши посыпались до 14 раз, укладывания длились Читать далее...
Поделитесь с друзьями, возможно, им сейчас нужна эта информация. Они будут благодарны.
Пробовали наладить сон, а результата нет? Задайте вопрос консультанту по сну
Рекомендуем ознакомиться с другими статьями
Изнанка проекта
Путешествия с малышом в другой часовой пояс
Мамина история успеха. Неугомонный Макс
Что объективно может мешать настройке режима
Ребенок в 9 месяцев плохо спит
Ребенок не хочет убирать игрушки. Что делать?
Как наладить сон ребенка?
Спальный мешок нужен ли он, и как его выбрать?
Почитайте про кризисы и регрессы по возрасту малыша
Чтобы решить проблемы со сном с максимальной поддержкой консультанта,
жмите на кнопку ниже
© 2017-2024
E-mail: info@sonmalysha.ru
Тел.: +79645401991
ИП Кремнёва Т.А.
авторизуйтесь